Самопознание › Эмоции и личность

Эмоции и личность

Эмоциональные проявления в личности разделяются на три основные сферы: органическая жизнь (аффективно-эмоциональная чувственность), интересы материального плана (предметные чувства), нравственные и духовные потребности (мировоззренческие чувства).

Эмоции и личность

Эмоции в структуре личности

Аффективно-эмоциональная чувствительность – удовольствие и неудовольствие, в основном связанные с удовлетворением потребностей организма человека.

Предметные чувства относятся к обладанию определенными предметами и к занятию какими-либо видами деятельности. Эти чувства подразделяются на материальные, эстетические и интеллектуальные. Они проявляются в восхищении или отвращении к каким-либо предметам, людям или видам деятельности.

Мировоззренческие чувства отображают моральное отношение человека к окружающему миру, людям, нравственным ценностям и категориям, социальным событиям.

Эмоции напрямую связаны с повседневными потребностями человека, отражают его состояние, сам процесс и конечный результат. По ним можно определить, что волнует человека, какие интересы являются приоритетными в данное время.

Люди в личностно-эмоциональном плане имеют отличительные характеристики по следующим параметрам: по эмоциональной возбудимости, по длительности и устойчивости переживаний, по доминированию положительных или отрицательных эмоций. Более сильные эмоциональные состояния различаются силой и глубиной чувств, содержанием и предметным ориентированием. Именно это используется психологами для оставления тестов по изучению личностных качеств человека.

Эмоции и личность

Мотивация личности и эмоции

Эмоции не всегда взаимосвязаны с мотивацией. Так, например, простейшие виды эмоциональных переживаний не всегда несут в себе элементы мотивации. При этом они или не несут непосредственного влияния на поведение, или сильно дезорганизуют его. А вот такие чувства, как настроение, страсть, любовь – мотивируют поведение, активизируют и направляют его, побуждая к действию.

Другим личностным аспектом эмоций является система типичных эмоций, с помощью которых человек характеризуется как личность. Такие характеристики имеют хорошо прописанную базу основных чувств, которые типичны для человека. Чувства содержат в себе и выражают отношение и побуждения человека и они, как правило, слиты воедино.

Высшие чувства содержат в себе нравственное начало. Совесть относится к проявлению высших чувств, содержит в себе нравственную устойчивость человека, принятие и выполнение морально-нравственных обязательств перед людьми. Человек, обладающий совестью, последователен и устойчив в поведении, сопоставляет свои поступки и решения с духовно-нравственными ценностями и целями. Глубоко переживает в случае отклонения от них как в своем поведении, так и в поведении других людей.

Эмоции являются основной составляющей многих психологически сложных состояний человека. Такими состояниями являются: юмор и ирония, сатира и сарказм. Их можно отнести к некоторым видам творчества, если им будет придана некая художественная форма.

Юмор – эмоциональное отношение, которое сочетает в себе смешное и доброе, используется для привлечения внимания и создания позитивного настроения.

Ирония – сочетание смеха и неуважительно-пренебрежительного отношения. Не является злым или недобрым.

Сатира – обличение, осуждение объекта, который показывается в неприглядном виде.

Сарказм несет в себе прямую издевку и насмешку над каким-либо объектом.

Трагизм – эмоциональное состояние, которое возникает при столкновении сил добра и зла.

Любовь – основное, высшее чувство человека, характеризующее его как личность. Любовь проявляется соприкосновением с личностью любимого человека, с его своеобразием, индивидуальностью и неповторимостью. Тот, кто любит по-настоящему, не задумывается о психических или физических особенностях любимого человека. Для него важна его индивидуальная неповторимость, и он не ищет замещения его кем-то более совершенным.

Совершенствуя высшие эмоции и чувства, человек развивается как личность, включая для этого в свою сферу эмоциональных переживаний новые объекты, события, людей, повышая свою сознательность, волевое управление и контроль за своими чувствами, развивая в себе совесть, порядочность, долг и ответственность за свои поступки.