Гадания › Карты Таро, история возникновения и состав

Карты Таро, история возникновения и состав

Карты Таро – это не случайный набор картинок, модифицированный разными художниками. Это – сложная и многоуровневая система образов, корнями уходящая в различные религии и направления философии. Большая часть образов и символов связана с астрологией и кабалистикой, немалое место отведено и мифологии. Отчасти это обусловлено временем их зарождения (религия и мифология на стыке Средневековья и Ренессанса занимали намного более важное и весомое место в обществе и искусстве, нежели сейчас), но так же полисемантика здесь выступает способом кодировки: образ или знак содержит в себе ряд значений, каждое из которых раскрывается и дополняется смыслами в общем контексте, в сочетании с «соседствующими» образами и знаками. Стоит отметить, что это именно система образов и знаков, потому создавать какие-то «подстрочники», дословно трактуя изображения, это не совсем верный путь, поскольку каждое изображение содержит в себе «ссылки» на религиозные, мифологические и философские контексты – во-первых, а во-вторых – считывание значений и их комбинации требует немалой интуиции.

Карты Таро, история возникновения и состав

Возникновение Таро

Сейчас мы не можем определить место, где были изобретены карты Таро, поскольку не располагаем документальными свидетельствами о факте их появления (первые упоминания о картах относятся к XV веку). Однако ученые, занимающиеся этим вопросом, склоняются к северной Европе, поскольку в Италии в это время существовала карточная игра с созвучным названием Tarocchi, изначально слывшая развлечением представителей высших кругов. Согласно упоминаниям, вплоть до XVIII века Таро применялись исключительно для развлекательных целей, их «первооткрывателем» в области гаданий стал французский оккультист Жан-Батист Альетт. Помимо реформ в использовании карт, Альетт модифицировал и их внешний вид: включил новые образы, приурочил символику к четырем элементам (земля, воздух, огонь и вода) и астрологическим знакам. Успех не заставил себя ждать.

Состав карт Таро

Однако настоящая популярность пришла в 1910 году, когда свет увидела колода Уайта-Смита. Это, пожалуй, был первый случай, когда в колоде оказались задействованы все 78 карт, представленные образами-шифровками (22 – старшие Арканы, и 56 – малые Арканы). Старшие Арканы, «козыри», представлены образами-архетипами; это люди, аллегории физических, эмоциональных и духовных состояний, олицетворения добродетелей и пороков, изображения жизненных путей или обстоятельств. В классическом, самом распространенном варианте, козыри имеют названия: «Дурак» («Шут»), «Маг», «Жрица», «Императрица», «Император», «Иерофант» («Первосвященник»), «Влюбленные» («Выбор»), «Колесница», «Справедливость» («Правосудие»), «Отшельник», «Колесо Фортуны», «Сила», «Повешенный», «Смерть», «Умеренность» («Время»), «Дьявол», «Башня», «Звезда», «Луна», «Солнце», «Страшный суд» («Суд»), «Мир». Сейчас считывание значений затруднено тем, что древние знания дошли да нас в усеченном виде; значительная их часть сознательно искажалась или скрывалась.

Есть и более интересная версия появления карт; в Древнем Египте существовал храм, в котором было 22 комнаты, на стенах которых висели картины, ставшие прообразами колоды. Какое значение картины имели для храма и какой смысл был в перенесении их на карточки карманного формата – остается только догадываться. Возможно, это просто красивый миф, но, как известно, мифы не возникают на пустом месте. Так некто де Жебелин в XVIII веке выдвинул новую теорию этимологии Таро. Он упомянул в качестве их источника древнеегипетскую книгу Тота. Несмотря на то, что признаков существования в Египте самой колоды ученым обнаружить не удалось, версию де Жебелина не стоит считать ошибочной, связи книги с колодой, все-таки, есть, и вряд ли это можно расценивать как случайность.

По другой версии, Таро попали в Европу благодаря цыганам, и произошло это в XV веке (эта теория, правда, имеет довольно-таки зыбкие основания: «Антология Оккультизма» де Живри свидетельствует о том, что еще в 1329 году Таро были в Германии, цыгане же появились в Европе лишь век спустя).

Задокументировано свидетельство о появлении в 1392 году еще одной колоды Таро, изготовленной специально для душевнобольного Карла VI Жакмином Грингонье. Сейчас 17 карт из этой колоды находятся в Париже, в Национальной Библиотеке, однако это уже работа конца XV века, изображения принадлежат к северо-итальянскому типу.

Так или иначе, на протяжении всей истории карты Таро окружены интересными фактами, подчас запутанными и анахроничными, что придает их эволюции мистический оттенок. Например, их связь с кабалистикой неоспорима (Элифас Леви, в частности, разрабатывал эту теорию), при этом до XV века буквы еврейского алфавита на картах не встречались. Если же говорить о происхождении колоды от азартной игры, здесь тоже встречается неувязка – игральные карты содержат всего одну карту старшего Аркана – Джокера, а Рыцарь, например, отсутствует вовсе.

Карты Таро, история возникновения и состав

История Таро

Рассмотрим историю развития карт Таро более детально, для удобства разбив весь исторический период на блоки.

До 1400 года

Игральные карты были китайским изобретением, попавшим в Европу около 1375 года и очень быстро нашедшим широкую аудиторию на территории большей части Западной Европы. Поскольку игры носили развлекательный характер, распространение происходило стихийно. Однако, сейчас можно сказать, мы почти ничего не знаем о первоначальном виде карт и о первоначальных играх; дизайн в скором времени адаптировался под итальянскую публику, габариты уменьшились.

Система карт Таро подразумевала четыре масти: мечи, жезлы (посохи), динарии (монеты) и кубки (чаши). Каждая масть содержала 10 карт в иерархической последовательности и три «верховных карты» (Король, Рыцарь и Паж). В общей сложности в колоде насчитывалось 52 карты. Эта итальянская система вскоре стала подвергаться изменениям: модифицировался дизайн и система мастей под влиянием Германии). Самые ранние описания этих карт появились благодаря записям Брата Иоанна: количество «верховных» карт и мастей отклонялось от нормы, на каких-то их них изображались женские фигуры. Обновления произошли в XIV веке, когда стали вклиниваться изображения богов и символических животных.

Несмотря на то, что «официальное» появление карт относят к 1440 году, многое в них соответствовало стандартным итальянским игральным картам. В некоторых описаниях встречается версия о дополнении игральной колоды Королевами, таким образом, произошло расширение ее до 56 штук, и это стало основой карт Таро. Персонажи и образы, изображаемые на картах, были распространенными и классическими (Император, Смерть, Колесо Фортуны, Три Добродетели и эсхатологические сюжеты из Откровения были столпами средневекового искусства). Присутствовали, однако, и своеобразные «герои»; например, женская фигура с папской атрибутикой или мужчина, подвешенный за ногу.

1401 – 1500 годы

Идея козырей относится к европейским изобретениям; впервые понятие козыря возникло в 1420-х годах, в немецкой игре Karnöffel. В Таро оно пришло на 10-15 лет позже, дополнив иерархию двадцатью двумя «козырными» картами. Таким образом, мы уже имеем дело с колодой из 78 карт, названной «carte da trionfi». Каждый козырь превосходил по рангу нижестоящую карту, в соответствии с логикой (здесь «работали» ассоциации с образами из мира искусства, литературы, религии и так далее). Мало изменялись предметы, изображаемые на картах: подавляющее большинство колод, появившееся во временном отрезке с XV по XVII век, обладают схожим, стандартизованным дизайном. Всевозможные импровизации прочно опирались на архетипические стандарты: серии изображений того времени прежде всего апеллировали к образам и сюжетам дидактического христианского искусства (триумф Смерти или пляски Смерти – один из ярчайших примеров).

Стремительная популярность Таро разрослась в Северной Италии: Милан наряду с несколькими городами стал центром игр. По заказу состоятельных людей создавались богато оформленные колоды, украшенные золотыми и серебряными листьями, в то же время широкое распространение получили печатные колоды (о существовании пресса для печати карт свидетельствует запись 1436 года). Последующие изменения были несущественными, лишь в силу распространения слегка корректировались изображения и переводились надписи.

Более внушительный редизайн произошел с появлением колоды Sola Busca, выдержанной в классицистическом стиле и драматизированной колоды Boiardo, но это были скорее исключения, чем проявления тенденций. В целом, наиболее узнаваемыми и традиционными остаются колоды, которым свойственна упрощенность оформления и преобладание содержания над декоративностью.

Карты Таро, история возникновения и состав

1501 – 1600 годы

К XVI-XVII векам из Италии игра переместилась во Францию, затем в Швейцарию, Германию и дальше, и стала весьма популярной. Причем, популярность начинает сказываться все ярче и ярче, Таро проникают в различные сферы (показателем здесь можно считать опубликованную загадку, ответом на которую были Таро), их использование упрочняется и входит в быт. Среди сохранившихся свидетельств есть разновидности игр с картами, например, подбор карт по ассоциациям или использование карт для описания себя или другого человека. Между тем, все это носило поверхностный, развлекательный характер, играм не придавали особого значения, приравнивая и смешивая их со стихотворческими упражнениями, включая их в юмористический контекст. Изначальная смысловая насыщенность угасала, многие особенности и детали, возможно, были утрачены безвозвратно.

Первая книга о гадании на картах была написала в 1540 году Франческо Марколини и опубликована в Венеции (правда, в ней речь шла совсем не о Таро). Возможно, столь малый интерес к мистической стороне Таро был обусловлен религиозными причинами. Много шума, к примеру, наделала карта с изображением Дьявола: записи Венецианской инквизиции гласят о том, что она использовалась ведьмами для Сатанинских ритуалов и поклонений. Правдивы записи или нет, в любом случае они показывают, что многие инквизиторы были хорошо знакомы с картами Таро, правда, церковь не запрещала их, приравнивая к играм.

Со временем начинают появляться модернизированные колоды, такие как Minchiate, дополненная аллегорическими картами и таким образом, увеличивающая спектр значений (колода приобрела чрезвычайную популярность). В других колодах добавлялись козыри или масти. Во Флоренции некоторые козыри претерпели иконографические изменения; бесспорное превосходство Бога смягчилось повышением роли человека, карта «Мир» представляла Европу центром Земли, а венцом колоды оказалась карта с изображением Флоренции. В принципе, это было лишь проявление свойственного Ренессансу флорентийского высокомерия, антропоцентризма и культа красоты.

Продолжали развиваться карточные игры с аллегорическим, символическим или новым содержанием; отсылки на Петрарку, игра апостолов с Богом, игра в семь добродетелей, в планеты. Правда, ни одна из них не получила широкого распространения, они все упоминаются только в одном историческом документе.

Одна из сохранившихся нестандартных колод эпохи – Hofämterspiel, демонстрировавшая социальную структуру королевских дворов во время позднего средневековья. Другая – Book of Trades («Книга Торгов») Йоста Аммона.

1601 – 1700 годы

Первый дошедший до нас свод правил игры в Таро был опубликован в 1637 году (по другой версии в 1585). Несколько десятилетий спустя правила различных игр были продублированы на нескольких языках. Несколько французских и швейцарская версий Таро были включены в число игр в коллекции 1659 года «La Maison DesJeux academique». Майкл Даммит писал, что «миллион – это, вероятно, очень скромная оценка количества комплектов Таро, произведенных во Франции в семнадцатом веке», но, к сожалению, лишь немногие сохранились полностью или хотя бы частично. Тем не менее, эти сохранившиеся французские колоды (основанные на Миланской традиции XV века) включают в себя образцы стиля, позже популяризированного оккультистами, и единственного стиля, известного за пределами Италии до середины XVIII века. Несмотря на то, что Миланский «эталон» тиражируется и не только в Италии и Франции (в 1600-х в измененном виде карты появляются даже в Сицилии), стиль сохранил название «Таро Марселя» или «TDM».

Карты Таро, история возникновения и состав

1701 – 1800 годы

Расцвет Таро пришелся на середину 1700-х годов: модернизировался внешний вид карт, развивались игры, росла популярность. По словам Даммита, в «столетие между 1730 и 1830 в Таро играли не только в северной Италии, восточной Франции, Швейцарии, Германии и Австро-Венгрии, но и в Бельгии, Нидерландах, Дании, Швеции и даже в России. Мир не знал более интернациональной игры с таким количеством почитателей». Примерно с 1750 года во многих областях стала популярной модернизированная колода, уже с французской системой мастей (пики, червы, крести и бубны), и где-то в 1780-х изображения стали зеркальными. Традиционная средневековая аллегория Таро сменилась декоративной серией тематически связанных, но по существу произвольных изображений. Это значительно упрощало использование карт, но и лишало их весомой части изначального смысла. Темами этих колод могли стать совершенно любые сюжеты – животный мир, пасторальные сцены, батальные сцены, иллюстрированные пословицы, и даже реклама. Придя в упадок во Франции и Италии, популярность игр в других местах, наоборот, увеличилась в этот период.

После XVIII века развитие карт Таро меняет вектор и отходит от развлекательной сферы. В 1500-х годах гадание с игральными картами развивалось в результате использования их, чтобы выбрать страницу в книге судеб, в 1600-х появляются уже специальные гадания на Таро, и наконец, пик развития карт в этом ключе пришелся на 1700-е годы. Некоторые признаки явления встречаются в начале века, но первая книга о гадании на картах была опубликована только в 1770 году. Ее автор – Эттейла, первый профессиональный таролог, ставший одним из основателей оккультного Таро. В 1780-е годы он и еще двое французских писателей разработали, систематизировали и зафиксировали большой массив знаний оккультных методов гадания. Это событие кардинально и бесповоротно изменило Таро. Не зная трехсот пятидесятилетней истории карт, не имея базы исторических источников, писатели отошли от игрового аспекта и углубились в метафизическую природу карт. Они интерпретировали образы и приурочили 22 буквы еврейского алфавита к двадцати двум арканам. Этот ракурс позволил воспринимать Таро как часть каббалистики и мистицизма и использовать их в эзотерических целях. Помимо прочего, авторы выдвинули версию возникновения Таро, связанную с Древним Египтом, еврейским мистицизмом и цыганами.

1801 – 1900 годы

Хотя большая часть оккультных знаний, связанных с сегодняшними Таро, была описана в конце 1700-ых, гадание при помощи карт Таро приобрело популярность в течение последующего столетия. Требовалось время для переоценки и переосмысления устоявшейся системы уже в мифо-эзотерическом ключе.

В середине XIX века Таро возродились в оккультном смысле. Были обозначены новые системы соответствий и дополнительные «слои» толкований. Это возрождение произошло в нужный исторический момент, в начале викторианской эпохи возрождение оккультизма и в конце века французского и британского оккультизма. Появились различные школы, взявшие за неоспоримую основу средневековую базу знаний и видевшие в ней ключ к оккультным наукам.

Карты Таро, история возникновения и состав

1901 – 2000 годы

История Таро Уэйта

Во время оккультного возрождения, которое продолжалось и в начале XX века, произошло много пересмотров старых традиций в антропологическом ракурсе. Артур Эдвард Уэйт, христианский мистик и исследователь оккультизма, явно отвергал основу оккультного Таро. Он писал: «Я не принадлежу к числу тех, кто зациклен на соответствии между буквами иврита и Таро». Его собственная интерпретация карт родилась из нескольких аспектов и источников (в том числе и оккультных) и вылилась в эклектичное, но интегрированное представление о мистической философии. Первая половина «козырей» иллюстрировала инволюционный путь развития, в то время как вторая половина – напротив, демонстрировала эволюционное восхождение; этот духовный цикл напоминает Джозефа Кэмпбелла.

Все это соответствовало религиозно-философским идеям конца XIX и начала XX века. Опираясь на универсальность мифа и мистики, Уэйт описал свое новое творение как «истинное Таро под одним из его аспектов», «не оккультное, но мистическое». Кроме того, он был первым, кто использовал живописную манеру в оформлении карт и акцентировал внимание на интуитивный аспект работы с картами, а это значительно облегчало задачу начинающим энтузиастам и отметало необходимость изучать массу сложных систем и учений.

К концу XX века Таро получили широкое распространение в различных направлениях, попав в сферу заинтересованности не только мистиков и гадалок, но и людей, использовавших расклады на Таро для самоисследования без какой-либо духовной или мистической мотивации. Современные способы использования Таро включают в себя различные методы самоанализа и медитации, упражнения для личностного роста и многое другое. Некоторые психологи используют карты в своих методиках, руководствуясь терапевтическими целями.

Кроме того, в конце XX века, писатели-историки стали стремиться к сохранению как можно большего объема изначальной информации, восстановлению знаний, насколько это возможно. Это повлекло за собой отказ от большей части заведомо ложных элементов (соответственно, от излишней декоративности). Карты основаны на наборе универсалий, которые интуитивно понятны. С учетом этой предпосылки, карты Таро всегда должны быть приближены к тому, что он в настоящее время максимально понимается, иначе универсалии не являются универсальными. Критики этой точки зрения говорят, что в этом случае предвзятое мнение (основанное на сегодняшнем толковании образов) приведет к изобретению сообщений, закодированных в изображениях, что люди видят в образах сегодня не то, что было всегда, а значит, приближая образ к современности, мы теряем его первоначальную суть.

В 1996 году Питером Праковником и Терри Дональдсоном были опубликованы Таро Драконов.

2001 – настоящее время

Сейчас в мире насчитывают множество колод, разнообразных по манере изображения, энергетике и символическим акцентам. Соответственно, использование их тоже лежит в разных плоскостях: это и исследование мифологической основы, в том числе легенд о появлении самих карт; это и обращение к опыту предыдущих воплощений, и изучение линий вероятности, и прогнозирование будущего, и поиск решения каких-то проблем. Англоязычные страны, например, не проявляли никакого интереса к игровому аспекту Таро, в то время как гадания и предсказания пользовались успехом, несмотря на то, что широкое распространение «мистические» функции карт получили лишь через три с половиной века после задокументированного появления.

В 2003 году Таро проникли в массовую литературу («Код да Винчи» Дэвида Брауна). Интернет начал предоставлять доступ к популярным работам об истории карточных игр. В течение последних двух десятилетий XX века было опубликовано множество теорий и доказательств. Однако большая часть подлинной истории (оцененной по достоинству слишком поздно) утрачена или же сохранилась в «выжатом» виде, поэтому на ее восстановление потребуется довольно-таки много времени и сил.